В наши дни компании все чаще прибегают к услугам иностранного персонала. Как правило, для работы привлекаются выходцы из стран СНГ, а также из Белоруссии и Украины. Причины, по которым работодатели так заинтересованы в иностранной рабочей силе, более чем очевидны: приезжие гораздо менее требовательны, чем российские рабочие. Иностранцы не особо избалованные работой у себя на родине, приезжая в Россию, готовы работать в условиях низкой заработной платы и крайне изнурительного труда. К тому же, в большинстве случаев у них наблюдается достаточно низкая правовая грамотность и по этой причине, нередки случаи, когда они становиться жертвами не чистых на руку работодателей. Даже при жестком нарушении трудового законодательства иностранные рабочие редко жалуются в прокуратуру, суд или трудовую инспекцию, тем самым отказываясь от защиты своих законных прав.

Приезжие в большинстве случае привлекаются на работу по договору аутсорсинга. Под аутсорсингом персонала подразумевается передача не ключевых функций организации (как например, бухгалтерский отчет или же рекламная деятельность) сторонним исполнителям – аутсорсерам, высококвалифицированным сотрудникам других фирм, субподрядчикам. Отказ от выполнения бизнес-процесса собственными силами и приобретение услуг по выполнению данного бизнес-процесса у специализированной организации является разновидностью кооперирования.

Разрешение на работу – это документ, который подтверждает право рабочего на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в России в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

Контроль за трудовой деятельностью рабочих осуществляем Федеральная миграционная служба России во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, а также их территориальными органами и органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах их компетенции.  

Для выявления нарушений подразделения системы ФМС России проводят регулярные выездные и документарные проверки. При этом выездные проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Основанием для проведения подобных проверок может послужить полученная подразделением ФМС России информация о возможном наличии признаков административных правонарушений в рамках деятельности юридических лиц индивидуальных предпринимателей и признаков нарушений федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере миграции.

Также основанием для проверки может стать полученная подразделением системы ФМС России и органом внутренних дел Российской Федерации информации, свидетельствующей о вероятных фактах нарушения иностранными рабочими законодательства Российской Федерации в сфере миграции. 

За осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в России без разрешения на работу на него, в соответствии со статьей трудового кодекса, налагается административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей. Вместе с наложением штрафа может также применяться административное выдворение за пределы Российской Федерации.